История водки в России

Поделиться:
С момента своего появления в России в 1300-х годах водка приобрела культовый статус. Как показывает начальный эпиграф с веб-страницы Музея водки в Москве, этот напиток стал символом России, не уступая ни бурым медведям, ни икре, ни матрёшкам. Чтобы понять, какое влияние оказывает водка на русскую культуру, необходимо рассмотреть историю взаимоотношений между Россией и водкой.

В начале XII века это вещество часто использовалось в медицинских целях - для дезинфекции и обезболивания. Интересно, что глагол разводить - этимологически близкий к слову voda, от которого произошло слово vodka - означает разбавлять водой. Это значение слова отражает последний этап процесса изготовления водки. В XVII и XVIII веках водка также называлась "хлебное вино", "горькое вино" и "горящее вино", что означает "горящее вино". Первое название "хлебное вино" происходит от императорской практики пить водку с хлебом во время каждой трапезы, а два последних - от вкуса и ощущения жжения, сопровождающего глоток водки. Первое зафиксированное использование термина "водка" произошло только в 1751 году в указе императрицы Елизаветы, регулирующем владение водочными заводами. Водка и сегодня является самым распространенным названием этого напитка, но у него появилось множество других, включая: "горячая вода", "монополька", "пузырь", "коленвал", "белая штука", "пол-литра", "дочка" и "горькая штука". Платья для пожилых женщин

Физически водка состоит из этилового спирта (перебродившего зерна, ржи, пшеницы, картофеля или свекольной патоки) и воды. Обычно содержание алкоголя в порции составляет 35-50%; стандартная русская, литовская и польская водка, однако, более точно соответствует 40%. Этот стандарт был установлен царем Александром III в 1894 году в качестве стандарта качества водки после того, как химик Дмитрий Менделеев утверждал, что идеальное содержание алкоголя в водке составляет 38%. Для упрощения расчета налога на водку, поскольку налогообложение алкоголя основывалось на крепости спирта, число для стандарта качества было округлено до 40%.[3] В "водочном поясе" - Восточной Европе и скандинавских странах - водку обычно пьют в чистом виде; в других странах водка чаще встречается в смешанных напитках, таких как "Отвертка", "Кровавая Мэри", "Белый русский" или "Водка-тоник". В России водка обычно продавалась только в ведрах (12,3 л) примерно до 1885 года, хотя неясно, почему произошло такое изменение объема. Возможными факторами являются повышение крепости водки в 18 веке и последующая стандартизация содержания алкоголя в 19 веке. После стандартизации более высокой крепости водки, возможно, было решено уменьшить размер порции.

На протяжении всей истории России водка занимала важное место в социальной, политической и военной жизни. Ее потребление - это важный праздник, связанный со свадьбой, повышением по службе, рождением, отъездом и похоронами. Реклама водки также пропагандирует аналогичное чувство важности водки для русской культуры или национальной гордости. Реклама водки марки "Столичная" изображает русского солдата, который держит бутылку "Столичной", глубоко погрузившись в поцелуй со своей возлюбленной; надпись гласит: "Лучшее из России".* Другая марка водки говорит об этом своим названием: "Жемчужина России".* Водка появляется в традициях, анекдотах, народных песнях, кино, литературе и критических эссе. Мощная сцена в российском фильме "Сибирский Цирюльник", снятом Никитой Михалковым, изображает главного героя - человека с серьезными проблемами с алкоголем - настолько пьяным от водки, что он съедает стакан, из которого пил, только чтобы возродиться в ледяном пруду. В начале 1920-х годов во время серьезного финансового кризиса, связанного с нехваткой денежных единиц, в Сибири водочные этикетки служили деньгами. Сегодня бутылка водки по-прежнему часто предпочтительнее наличных денег при оплате мелких услуг. Свидетельством культового культурного статуса водки является строительство Музея водки, открытого в 2003 году. Сначала он был построен в Санкт-Петербурге, но в 2007 году по непонятным причинам был перенесен в Москву. Музей полностью посвящен истории и процессу производства водки.

На политико-правовой арене права на владение водочными заводами были предметом многочисленных споров, а периодически возникающая государственная монополия на продажу водки несколько подкосила отрасль. На протяжении 1700-х годов российские императоры, такие как Петр Первый и Екатерина Вторая, держали контроль над производством водки в руках аристократов. Затем, в 1893 году, после того как качество производимой водки стало вызывать все больше сомнений, Александр III объявил о государственной монополии на производство и продажу водки. Монополия утвердилась к 1902 году, и к 1914 году доходы от продажи водки составляли треть доходов России. Эта зависимость бюджета стала очевидной во время попытки запрета водки в 1914-1925 годах и антиалкогольной кампании генсека Горбачева в конце 1980-х годов. Окончательное доказательство зависимости российского бюджета от водки появилось после распада Советского Союза в 1992 году. Президент Борис Ельцин издал указ об отмене государственной монополии, и дешевая импортная водка распространилась так же быстро, как самогон во время запрета 1914 года. Уже через год потери бюджета стали настолько очевидными, что Ельцин издал второй указ о восстановлении государственной монополии. С притоком большого количества дешевой, не отечественной водки, государственная монополия в основном потерпела крах, и президент Владимир Путин и сегодня пытается вернуть ее к жизни.

К глубокому огорчению многих, водка занимает видное место и в российской армии. Раньше водка занимала видное место в рационе солдат. В конце 1800-х годов несколько исследований показали, что через год 83% вновь призванных солдат принимали водочный паек, а 27% пили дополнительный паек (по сравнению с 57% и 10% соответственно). Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 годов, как полагают многие, было вызвано избытком водки в войсках, что не только ухудшило способности, но и снизило моральный дух. В конце войны военные решили выдавать вместо водки только пиво и вино. Затем еще раз во время Второй мировой войны Министерство обороны выдавало каждому русскому солдату на передовой 100-граммовую пайку водки, называя ее "комиссарской пайкой". Использование водки в армии подверглось резкой критике со стороны многих, включая врача П.В. Путилова, который собрал данные о потреблении водки и смертности от алкоголя в армии. Когда он показал свои исследования российским военным, командование практически не отреагировало на них, лишь предположив, что опасность может быть предана огласке.

При производстве водки происходит сильная фильтрация вещества. Значительная часть "форшотов" (спирт, содержащий ароматические соединения, получаемый в начале каждого цикла производства водки) и "хвостов" (маслянистых спиртов, получаемых в конце цикла) сегодня отбрасывается, чтобы оставить водку прозрачного цвета. Однако многие приверженцы традиций, особенно в России, предпочитают перегонять водку минимально, чтобы оставить много характерных ароматов.[4] Также популярно добавлять в водку ароматизаторы; типичные ароматизаторы: мед и перец или "перцовка", красный перец, вишня, груша, тмин и корица. В традиционной России почти у каждого помещика была своя особая приправа.

Статья Виктора Ерофеева "Русский Бог" подтверждает противоречивый статус водки в русской культуре. Он описывает этот едкий напиток как страшного бога, к которому Россия как добровольно, так и беспомощно привязана. Она пронизывает русскую культуру, литературу и кино; ей поклоняются как символу национальной гордости и самобытности; она разрушает семьи и уничтожает жизни, когда ею злоупотребляют. Алкогольные отравления уносят более тридцати тысяч жизней в год в России. Для сравнения, в Америке алкоголь является причиной 1 300 смертей от отравления и 16 700 смертей от вождения в нетрезвом виде в год, и это в стране, население которой почти в два раза превышает население России. Как отмечает Ерофеев: "Водка дает и водка отнимает", в манере могучего бога.

Отличным изображением, которое объединяет большую часть этой дискуссии о многоликой водке, является реклама водки "Столичная". Изображение представляет собой иллюстрацию пяти мужчин из рабочего класса, расположенных полукругом, с вытянутыми руками, чтобы сложить их ладони в подобии пакта. Позади них в малиновом, золотом, белом и желтом цветах пылает очень геометричный восход солнца. Баннер сверху и снизу гласит: "Stolichnaya: Русская водка". Этот рекламный ролик напоминает пропаганду времен войны, и во многом это именно так: пропаганда, призванная объединить общество (и продать водку). Яркий восход солнца и физический контакт предполагают процветающее будущее для тех, кто работает вместе. Красный цвет представляет этот успех в коммунистическом контексте, а излишнее добавление слова "русский" к слову "водка" усиливает идею многообещающего будущего коммунистической России. Тем не менее, торжественные взгляды мужчин в рекламе также отображают запутанные отношения России с водкой. Солнце намекает на жгучий вкус водки, богатые культурные традиции и способность приносить России деньги и репутацию. Сложенные ладони мужчин создают атмосферу национальной гордости за свой напиток, под знаменем которого они стоят.

Однако их мрачные лица выражают крайнюю степень тяжести, которую этот русский "бог" несет России. Дихотомическая природа водки - одновременно празднующей и разрушающей русскую культуру - отражена в этой рекламе и в сравнении ее праздничного фона и серьезного переднего плана. Реклама действительно захватывает; она увлекает зрителей в мир пяти мужчин, неразрывно связанных со словами "Русская водка", которые покоятся под их руками.
2015-2024 ALKO.PRO Все права защищены